Subscribe via email

Обновления на Email:

Интерфейсы как коммуникационные технологии их дизайн и психология

Технологии Blogger.

После посещения сайта, впечатление остаётся от

пятница, 9 марта 2012 г.

Экспериментальный метод в проектировании пользовательских интерфейсов

В работе рассматриваются особенности применения экспериментального метода в практике
проектирования пользовательских интерфейсов. Выделено три таких особенности: целевая
направленность, полнота воспроизведений условий и организации будущей деятельности
пользователя, статус испытуемых.
Проектный подход приобрёл в наши дни статус общекультурной парадигмы, отражающей стремление человека изменить существующее положение вещей в самых разных сферах жизни в соответствии с заранее разработанным проектом.
В нем представлен предназначенный к осуществлению образ будущего – предмет-
ной среды, деятельности организации, технической системы и других артефак-
тов. Распространение проектной парадигмы не могло не затронуть и психологию. Без привлечения психологических знаний невозможно достичь желаемой эффектив-
ности и надежности использования человеком вновь проектируемых артефактов.

Обращение к психологическим знаниям приобретает особую остроту при проек-
тировании пользовательских интерфейсов – устройств ввода – вывода информации,
с которыми непосредственно соприкасается человек. Основная функция пользова-
тельского интерфейса – обеспечение оптимального информационного взаимодейст-
вия между человеком и компьютером. Существует немало примеров неудачного
внедрения дорогостоящих компьютерных технологий из-за трудностей в освоении
и применении пользовательских интерфейсов вследствие игнорирования либо
некорректного учета возможностей человека по приему и преобразованию инфор-
мации. Включение психологических знаний в проектирование пользовательского
интерфейса отнюдь не сводится к приложению данных, собранных в руководствах
и справочниках по инженерной психологии. Речь идет о сложном, рекуррентном
процессе применения психологических знаний на всех этапах разработки и созда-
ния пользовательского интерфейса с помощью широкого спектра методов и методик,
среди которых важная роль отводится эксперименту. Методологической основой
такого применения служит деятельностный подход, идея которого, перефразируя
выражение В. П. Зинченко и В. М. Мунипова (1979), может быть сформулирована
так: деятельность пользователя есть начало и завершение создания интерфейса.

Уже на начальной стадии проектирования интерфейса должна составляться
ориентировочная профессиограмма будущей деятельности пользователя, опре-
деляющая ее конкретные задачи, средства и условия осуществления. В ходе соот-
несения того, что, как и в каких условиях будет делать пользователь со знаниями
о возможностях и ограничениях человека по приему и преобразованию информации
предлагаются проектные решения по пространственно-временной организации
информации на основных и вспомогательных экранах пользовательского интер-
фейса. Следует отметить, что приемлемый уровень соответствия организации
информации задачам пользователя и его возможностям по приему и преобразова-
нию информации может достигаться с помощью различных проектных решений.
Например, для отображения надписей в диалоговом окне применяются следующие
кодирующие признаки: размер, яркостной контраст, цвет, шрифт и др.; приемле-
мый уровень читаемости этих надписей обеспечивается за счет разных сочетаний
данных признаков.

Прежде всего, специфика эксперимента, включенного в разработку и созда-
ние интерфейса, состоит в его нацеленности на проверку проектных предложений,
а не исследовательских гипотез.

Другая особенность такого эксперимента связана с тем, что возможности и огра-
ничения пользователя по приему и преобразованию информации проявляются
существенно по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств. Поэтому
актуальным является вопрос, насколько полным и точным должно быть воспро-
изведение в экспериментальной ситуации условий и особенностей организации
будущей (еще не существующей!) деятельности пользователя. Например, «Требу-
ется ли полное воссоздание всех элементов будущего рабочего места или будущего
графика работы пользователя?», «Должно ли воспроизводиться предполагаемое
взаимодействие пользователей?»

Особо отметим вопрос о статусе испытуемых, подбираемых для участия в подоб-
ных экспериментах. Поскольку интерфейсы зачастую проектируются для специа-
листов определенного профиля – операторов, бухгалтеров, юристов и т. д., возникает вопрос о том, должны ли испытуемыми быть только специалисты-пользователи
или допустимо привлечение «наивных» испытуемых.

Указанные особенности эксперимента отличают его от применения в качестве
исследовательского метода.

0 коммент.: